Бизнес план магазина автозапчастей
Бурный рост продаж на автомобильном рынке страны, начавшийся после кризиса 2009 года, по итогам прошлого года пошел на спад. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 11 месяцев 2013 года продажи легковых автомобилей в нашей стране снизились на 6% – до 2,5 млн штук. Спад экономики, ослабление потребительского спроса и, как следствие, россияне, раньше активно тратившие, начали копить. Теперь в товары длительного пользования деньги вкладывают уже с осторожностью. Автопроизводители сокращают производство, а автодилеры с ностальгией вспоминают времена, когда их маржа составляла более 10% и распродают права на дилерство. А вот те, кто занимается авторемонтом и продажей автозапчастей, уже предвкушают увеличение торговых оборотов.
По логике экспертов, если новых машин стали покупать меньше, значит, за подержанными будут лучше следить. А это – запчасти, расходники и прочие аксессураы. Так почему бы не задуматься о возможности открыть свой магазин автозапчастей? Тем более, что этот вид предпринимательской деятельности, как впрочем, и всё, что связано с автомобилями, всегда считался прибыльным.
ЦИФРЫ
Рынок автозапчастей в нашей стране оценивается в 50-55 миллиардов долларов, и постоянно растет.Как и для создания любого другого предприятия, для магазина атвтозапчастей необходимо юридическое лицо. Будет это
ИП или ООО – выбирать вам. Если вы намерены ограничиться обычными покупателями, то ИП вполне хватит. А если планируются официальные поставки запчастей и расходников крупными партиями в различные авторемонтные центры, то без ООО не обойтись.
С ассортиментом товара в будущем магазине лучше определиться сразу. Будут ли это товары для отечественного автопрома или запчасти для иномарок, или «два в одном». Если вы географически проживаете ближе к Дальнему Востоку, без запчастей для японских моделей не обойтись. Если ближе к центральной части России, обращайте внимание на европейские марки. Изучите рынок, сравните цены на товары в работающих магазинах и у их поставщиков, прошерстите все автомобильные интернет-аукционы. В общем, проведите разведку, сбор и анализ информации, выясните спрос и предложение. После чего, тщательно всё взвесив и обдумав, начинайте готовиться к открытию.
Магазин площадью 50-60 кв.м (80% из которых непосредственно торговая площадь, остальное – склад), работающий с 9 до 19 без выходных и предлагающий своим покупателям запчасти, узлы и расходники для автомобилей (в том числе и под заказ) – оптимальный вариант на старте. Больше площадь – выше расходы на аренду при непонятной перспективе. При увеличении рабочего дня потребуется вторая смена продавцов – иначе можно будет заполучить неприятности от Трудовой инспекции.
Распыляться в попытке предложить покупателю всё и сразу не стоит. Трудно угадать спрос, а не раскупленный товар на складе – финансовые потери. Деньги должны работать, а не лежать ценным, но мёртвым грузом.
Особых требований к магазину автозапчастей у государства нет. По крайней мере, в ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» сказано, что на торговлю автозапчастями и моторными маслами разрешение санитарной службы не требуется. Равно как не требуется и специальной лицензии. Разрешения на торговлю от администрации вполне достаточно. Однако магазин должен получить сертификат Пожнадзора (огнетушитель, наличие запасного выхода, открывающиеся решетки на окнах и прочее).
НА ЗАМЕТКУ
Согласно ст. 40 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», разрешение СЭЗ на торговлю автозапчастями и моторными маслами оформлять не требуется.Особых сложностей по организации пространства и при получении разрешительной документации возникнуть не должно. В любом случае, до начала операции «Мы открываем магазин» проконсультируйтесь у местных юристов о тонкостях ведения бизнеса в конкретном городе. Просто наши законы таковы, что местечковые начальники могут трактовать законодательство, как им вздумается.
Стоимость аренды одного «квадрата» в месяц под магазин в городах с населением до миллиона жителей колеблется в широком диапазоне. От 300 рублей в «рабоче-крестьянских» микрорайонах до 1,5-2 тысяч рублей где-нибудь на гламурной ресторанной улице. Разумеется, в центр города стремиться не стоит – и аренда высока, и покупателям негде припарковаться (часто они свои покупки пытаются пристроить в дело сразу на парковке у магазина). Ищите свободные площади в среднем ценовом сегменте, с таким расчетом, чтобы ваш будущий магазин оказался на расстоянии вытянутой руки от парочки автосервисов. Даже если с ними особой дружбы не получится (а она просто необходима для процветания магазина!), то их клиенты будут по пути заглядывать к вам.
В общем и целом, месяц аренды будет обходиться по скромным прикидкам около
30-40 тысяч рублей. Заключая договор на аренду, настаивайте на длительной и пролонгируемой аренде. Иначе через год может возникнуть необходимость развешивать объявления «Мы переехали», а оно вам надо?
Возможно, в арендуемом помещении придётся делать ремонт. Тут особых расходов не предвидится, если вы, конечно, не собираетесь заняться раскруткой сети магазинов. Тогда придется вложиться в разработку фирменного стиля, единого формата и так далее. В принципе же, достаточно косметического ремонта (светлые стены и потолок, темный пол), что будет стоить максимум 1 тыс. рублей за кв.м. площади, то есть
50-60 тысяч рублей (а скорее, и того меньше). И можно ставить торговое оборудование.
Само оборудование каким-то особенным не должно быть. Главная характеристика торгового оборудования для магазина автозапчастей – нагрузочная способность. Витрины, прочные стеллажи и прилавки, стойки, полки, кассовые аппараты, пара компьютеров с выходом в Интернет для поиска необходимого покупателю товара и оформления заказов. На них же можно вести торговый и складской учет. На всё про всё уйдет порядка
100 тыс. рублей. Еще
15-20 тысяч уйдет на разработку, изготовление и монтаж вывески.
В момент, когда в магазин подобрано оборудование и его начали монтировать, самое время заняться составлением ассортимента товара и его закупками. Понятно, что крупные и дорогие узлы закупать прямо сейчас смысла нет. Лучшим вариантом будет найти их поставщиков и заключить предварительные договоренности. В этом случае при появлении заинтересованного покупателя можно будет ему что-то гарантировать, а не пытаться судорожно прикинуть, что это такое и где это можно взять.
Оптимальный срок поставки крупногабаритного и дорогостоящего узла – неделя. Вот от этого и отталкивайтесь. По всему остальному, как мы говорили выше, ещё до поиска места под магазин, нужно более-менее чётко себе представлять, чем вы будете торговать. В создание первоначального товарного запаса вкладывать придётся достаточно много – от
500 тысяч до 1 млн рублей (при этом помним, что ничего экзотического в списке нет). Чем выше спрос на ваш товар, тем быстрее оборот средств, соответственно, тем выше доход.
Магазин есть, товар закуплен и большая часть его уже на складе и на витринах, остальное вот-вот привезут. Нужен персонал, который разбирается в автотоваре, и который быстро и качественно все распродаст.
Во-первых,
управляющий. Возможно, на первых порах им вы займётесь этим сами, но в дальнейшем (вы же собираетесь развивать свой бизнес?) без наёмного сотрудника не обойтись. И потом, вы ведь тоже не должны работать бесплатно только лишь потому, что это ваш магазин. Так что закладывайте расходы на директора/управляющего – 25-30 тысяч рублей.
Во-вторых,
бухгалтер. Можно нанять своего, а можно отдать бухгалтерию на аутсорсинг. Тут сложно сказать, что будет лучше. Если планируется исключительно «белое» ведение дел, отдавайте услугу на сторону. Если же вы полагаете, что без «серых схем» не обойтись, лучше нанять собственного бухгалтера, который при необходимости сможет грамотно выстроить отчётность под вашим присмотром. Все мы не без греха, и все знаем, как у нас все работает. Если что, то мы за честный бизнес и своевременные налоговые и социальные отчисления! Так или иначе, услуги бухгалтера будут стоить денег –
15-20 тысяч рублей.
В-третьих,
товаровед, он же менеджер по закупкам, возможно, он же кладовщик. Человек, который всегда будет знать, сколько товара прибыло, сколько продано, что нужно заказать и откуда привезти, а от чего срочно избавиться. Кладовщик стоит недорого, а вот хороший менеджер по закупкам дороже. Слишком велика вероятность возникновения со временем так называемых коррупционных схем в системе закупок. Значит, этого «спеца» нужно приручать и постоянно контролировать. Цена на его услуги от 20 тысяч рублей.
В-четвертых,
куда же без продавцов? Три-четыре адекватных крепких парня (сэкономите на «швырялах», то есть на грузчиках), работающих по графику с «плавающими» выходными. На кассу можно взять девушку, но в случае с магазином автозапчастей, она будет выполнять лишь функцию «улыбающейся головы». Потому что, по логике воинствующего мужского шовинизма, что может дельного посоветовать девчонка, пусть даже у нее красный диплом «бауманки»? А так, как показывает практика, с кассовым аппаратом, учётом и инкассацией денег вполне справляются и парни. Так что вам решать. Каждый из продавцов будет стоить порядка
15 тысяч рублей в месяц. Систему премирования и мотивации придумайте сами.
Не обойтись в магазине без уборки. То же самое, что и с бухгалтером. Постоянный, приходящий или на аутсорсинге. В любом случае – ежедневная уборка торговых и складских площадей дороже
7-8 тысяч рублей не стоит.
ФЗП –
125-130 тысяч рублей. Возможно, вы где-то сэкономите, но не забывайте про налоговые отчисления за работников. Так что округляйте затраты на оплату труда до 150 тысяч рублей в месяц – будет примерно так.
Вдобавок ко всему вышеперечисленному необходимо будет потратиться хоть на какую-то рекламу вашего магазина. Вам решать, куда с этим обратиться, и какой бюджет выделить.
Подсчитаем, что у нас вышло.
Расходы на открытие магазина автозапчастей
Аренда и ремонт помещения – 100 000 рублей.
Оборудование и вывеска – 120 000 рублей.
Создание товарного запаса – 500 000 рублей.
ФЗП – 150 000 рублей.
Итого: почти 1 000 000 (миллион) рублей.Ежемесячные затратыАренда – 40 000 рублей
ФЗП – 150 тысяч рублей.
Коммуналка – 5-10 000 рублей
Итого: 200 000 рублей По расходам, как обычно, всё понятно. А с доходами, опять же – как обычно, всё вариативно и сугубо гипотетически.
Уровень торговой наценки на автозапчасти, масла и расходники – величина не постоянная и зависит от многих факторов. Тут и география продаж, и известность марки, и дефицитность или, наоборот, избыток предложения. Так или иначе, специалисты и участники рынка оценивают свою маржу
от 30 до 120 % по разным товарным позициям.
Если брать среднеарифметическую наценку – 75%. Но лучше быть умеренными пессимистами и рассчитывать максимум на 50%. Хотя при изначальных расчетах и раздумьях мы рекомендуем считать возможные прибыли, исходя из нижнего показателя, то есть 30%.
Но, как говорится, будем считать «среднюю температуру по больнице». Если что – калькулятор для пересчёта вариантов у вас наверняка и свой есть.
Исходя из размера ежемесячных затрат, а это 200 000 рублей, и при средней торговой наценке 50%, для покрытия оперативных расходов потребуется продать товара на 400 тысяч рублей в закупочных ценах. Чтобы начать покрывать капитальные вложения, оборот должен быть выше. Насколько это реально?
И тут возникают сложности. Для какого-то города этот уровень продаж легкодостижим. Для кого-то это нереальные показатели – по разным причинам. Но по оценкам экспертов, средний ежемесячный оборот небольшого магазина автозапчастей торгующего в розницу и под заказ –
500-600 000 рублей. То есть, ежедневная выручка в магазине должна быть на уровне
15-20 000 рублей. Вспоминаем, сколько автомобилисты тратят на ту или иную запчасть и как часто, соотносим с количеством автомобилей в городе, и…
И получается, что всё вполне реально. Да, придется суетиться, быть в курсе всего и постоянно следить за ассортиментом и качеством обслуживания. А никто и не обещал, что свой бизнес – это легко.
Кира Васильева
2014-02-03 07:31:49
215 просмотров