«Гагарин. Первый в космосе»: Pervatch
Текст:
Дудик Александр,
5 июня
549
4

Россия, 2013
Продолжительность: 108 мин.
Жанр: драма, биография, история
Режиссер: Павел Пархоменко
В ролях: Ярослав Жалнин, Михаил Филиппов, Владимир Стеклов, Ольга Иванова, Вадим Мичман, Даниил Воробьев, Надежда Маркина
Оценка: 6 из 10 баллов
Цитата: - Сейчас главное взлететь…Ну, и приземлиться неплохо бы!
-

В нашем детстве всем ребятам положено было хотеть стать космонавтами. Тогда не знали слов «олигарх» и «офшор» и «Audi Q7», а в космос должно было хотеться каждому. И, в общем, хотелось. Говорить «поехали!», махать рукой, шпарить по красной дорожке с развязанным шнурком, пялиться на Землю в иллюминаторе и видеть во сне траву (не ту, от которой весело, а ту, что у дома). Это было безумно заманчиво (не говоря уже о той перспективе, что твоя улыбающаяся физиономия будет навеки вклеена во все учебники мира, а фамилия — висеть на шильдочке в каждом уважающем себя населенном пункте необъятной Родины. С тех пор Родина стала значительно менее необъятной, в обиход вошло немало новых слов и желаний (см. выше), но светлый образ Юр Лексеича Гагарина так и остался чем-то небесным и недосягаемым. Вроде, и человек, а все-таки памятник. А 12 апреля, вроде, и не праздник в обычном понимании, но на душе как-то радостно. Браться за этакую глыбу без должной подготовки (а даже и с ней) — это замах почище, чем аниме про Мао или северокорейская кукольная пародия на Ким Чен Ира. Такие фильмы нужно снимать строго для своих — честно, открыто и с большими вылупленными глазами. Но, к сожалению, всем хочется заокеанской славы и заокеанской же валюты. А потому пожизненный балабановский постановщик Пархоменко предпочел проторенную, но кривую дорожку пафосной раскидистой клюквы. И подсунул вместо захватывающей истории первых человеческих 108 минут в космосе собрание баек о советской космонавтике для очень средних американских школиев. «Утомленные космосом. Нестояние». Гагарин, я вас любила. Первый. Не бодяженный. У-у-у-у.
Ночь. Степь. Байконур. 1961-й. В небо торчит что-то большое, фалломорфное. По кривой дорожке в близлежащий поселок прибывает мужчина в кожаном плаще. Серьезный. Все посматривают на него с уважением, даже военные. А он, даже не сняв шляпы, прямой наводкой направляется в этакую деревенскую спаленку, где на кроватках с пружинными сетками младенчески посапывают два юноши в коминтерновских алкоголичках. Погладив глазами спящих, мужчина отправляется восвояси, и тут выясняется, что молодые люди всех дурят и ни разу не спят. Один все время улыбается, второй поскрипывает зубами и нехорошо поглядывает на товарища. Улыбчивого зовут Юрой, обиженного — Герой. Завтра 12 апреля, и что-то назревает.
А уже наутро, когда парочка в идиотских петушках и динамовских костюмах попрет оббегать степные окрестности, дотошному зрителю путем многочисленных флэшбэков расскажут, что Юра и Гера — это Гагарин и Титов. И что сегодня один из них покинет нашу негостеприимную планету. Тот, который улыбается. Следующие полтора часа явят собой мешанину эпизодов прошлого и настоящего с вкраплением всех известных анекдотов и баек про великих людей и первый полет. Соперничество космонавтов, изнуряющие тренировки, кустарная ракета, майорские звания с барского плеча и счастливый советский люд с транспарантами, готовый хоть сегодня стартовать на Марс, ежели Родина пожелает. Из всех «занятных моментиков» истории Дня космонавтики упустят, пожалуй, только пресловутый шнурок. И то, наверное, лишь потому, что хрущевская встреча не влазила в символичный 108-минутный хронометраж.
***
Да, с символизмом в картине как раз полный порядок — начиная от продолжительности (Гагарин провел в космосе именно 108 минут), заканчивая всякими женскими гаданиями и отцом-плотником. Беда только, что на одних символах да монтажах параллельных далеко не уедешь. С прочих же кинематографических точек зрения фильм получился очень средненький. Клюквенный джем на экспорт.
Космонавты, глядящие друг на друга волчьими глазами и готовые сидеть в барокамере до потери пульса. Ярмарочный Хрущев. Лубочная деревенская семья. История любви под хохлому. И даже собачка а-ля гжель. Речи про значение в истории, смену эпох и новые вехи. Такие, знаете, с чувством и деревянными рожами. Не хватает только медведей с балалайками посеред Байконура. И чтобы Гагарин с Титовым, обнявшись, скакали в телогрейках вприсядку под «Калинку-малинку». Чистейший «Сибирский цирюльник», только про космонавтов. Жаль, что масленица в кадр не попала. Но помолиться за коммуниста Гагарина все же предложат — хрущевская оттепель, все дела.
Усиливает впечатление картинок с выставки и то, что из многочисленных интересных фактов создатели постарались выбрать именно байки из склепа, которые иностранцам у костра хорошо рассказывать. Вот Юриного брата вешает подлая фашистская гадина. Чуть позже отец на пальцах объясняет разницу между корягой и балясиной. А вот будущий космонавт №1 элегантно клеит будущую жену. Опять же, экзамены в авиационном сдает, только усевшись на планшет, а то из-за малого роста (по разным данным, официальная длина Юрия Алексеевича колеблется от 157 до 165 см) он посадочной полосы не видит. Именно к нему первому обращается Королев. Именно его фото нравится Хрущеву. Гадалка предсказывает ему один полет, но ПОЛЕТ. Хрущев от щедрот отвешивает герою внеочередного майора (стыдно-то капиталистам старлея предъявлять). Массовые студенты в шлемах из картона бегают по Красной площади и готовятся штурмовать Марс. И еще десятки подобных врезок.
-

При этом космическую гонку с американцами тактично обходят двумя сценами, не забыв впрыснуть щедрую дозу клюквенного патриотизма, когда каждый космонавт готов стартовать в небо хоть на автомобиле «Победа», лишь бы буржуев ущемить. Опять же ни слова нет и про то, что клепается «Восток-1» едва ли не на коленке и по-хорошему туда не то, что человека, но и собачек жалко запускать. Об этом — разве что полунамеками. Зато каждый раз по 15 сообщает, что нужно войти в историю, чтобы и через столетия помнили. Королев о том вообще нудит, не переставая. Зато про три сообщения, которые в запечатанных конвертах разослали всем вещательным организациям, ни полсловечка. А там, между прочим, на выбор было: одно печальное, с соболезнованиями; второе полупечальное с просьбой отыскать космонавта, которого куда-то ветром сдуло; третье же все мы не раз слышали в исполнении Левитана в многочисленных хрониках. Повезло — прочли именно его. Это как с легендарным шнурком, который в фильм не вошел, зато сохранился на архивной видеозаписи. Бравый Юрий Алексеевич шпарит от бедра по ковру к начальству, а вокруг ноги змеей вьется предательская темная нить. Споткнулся бы новоиспеченный майор, пропахал бы носом красную дорожку — и не сохранилась бы в анналах истории эта пленка. Негоже ведь герою кверху задом валяться. Но он дошел, и запись осталась.
Добавляет дегтя еще и то, что по каким-то причинам на все ведущие роли выбирали неизвестные сериальные лица. Наверное, чтобы от истории не отвлекать. Но актерских дипломов с героев, видимо, не требовали вовсе. Оттого и печаль заполняет кинозалы, когда очередное дарование деревянно рапортует свежезазубренный текст. Те же Проскурин со Стекловым, никогда не ходившие в особенных поклонниках Станиславского, одними глазами уделывают старательную молодежь. Жалнин, избранный на роль Гагарина за умение безостановочно улыбаться, иногда пугающе похож на своего героя. Но все чаще не попадает — ни тембром, ни повадкой. Благо, архивов с голосом и внешним видом Юрия Алексеевича сохранилось немало. Особенно, легендарное «поехали!» вышло смазанным. Мичман-Титов вообще не в кассу, дитя зубовного скрежета. Похож Николаев, но часто фальшивит. Неплох Королев, но на его долю отлили слишком много пафоса. Остальные — это просто склад ДСП. Самовывоз из Нижнего Тагила.
-

Впрочем, если не придираться и кино не слишком часто смотреть, то фильм по-своему хорош. Урожденный постановщик (и даже художник) Пархоменко раз за разом рассекает флэшбэки бескрайними степями и синими абрамсовскими бликами посередке кадра. Ракета стартует весьма неиллюзорно. Наследие Google Earth выглядит красиво и мускулисто. Да и сама история, в общем-то, захватывает. Скорее, сама, чем усилиями создателей, но тем не менее.
Жаль только, что все эти плюсы вязнут в зубодробительном пафосе и желании порвать зал. Госденьги — госзаказ — госреализация (там на стартовых титрах минуты три перечисляется, откуда доллары капали). А в высоких и мягких креслах обычно стремятся не столько своим угодить, сколько забугорным понравиться. Потому, наверное, все попытки, сделать из монумента живого человека и провалились. Памятник рос, колосился, взлетел и на финальных титрах (набранных нонпарелью) разбился. Подвигу жить в веках. Эпипическая лента, про то, что в сэсэсэре во-о-от такенная клюква растет и медведи «Катюшу» распевают.
Такой расклад зарубежников обычно с ног валит. Почище любой табуретовки.
Оценка: 6 из 10 баллов
ОТЗЫВЫ
МИХАЛЫЧ
05 июня 2013 в 17:26
Дудик молодец!
ЮЛЬКА
05 июня 2013 в 20:49
хороший фильм. жанр на любителя.
ПОМПА
07 июня 2013 в 10:47
Очень интересный фильм, классно смотрится. Интересно было посмотреть, как космонавты в космос летали пол-века назад!
КОРА
08 июня 2013 в 16:01
В целом интересно, но немного скучновато и затянуто. Актер не похож.
Интересные статьи